^
Fact-checked
х

Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Накопленная сонливость, а не недостаток сна, усиливает судороги: новое открытие меняет подход к лечению эпилепсии

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 02.08.2025
Опубликовано: 2025-08-02 13:42

Исследование, опубликованное в Nature Communications, коренным образом меняет понимание связи между сном и эпилепсией. Международная группа исследователей под руководством Амиты Сехгал (Amita Sehgal) из Университета Пенсильвании показала: повышенное давление сна (сонливость), а не само сокращение сна, повышает судорожную активность у организмов с повышенной склонностью к эпилепсии.

Контекст: почему это важно?

Эпилептические приступы нередко учащаются при недосыпе. Это хорошо известно как в клинической практике, так и в научной литературе. Однако почему это происходит — оставалось неясным. Было принято считать, что дело в сокращении времени сна, которое нарушает баланс возбуждения и торможения в мозге. Но это исследование переносит фокус с продолжительности сна на «сон-драйв» — физиологическую потребность во сне.

Как проводилось исследование?

Ученые использовали модель эпилепсии у плодовой мушки (Drosophila melanogaster) с мутацией parabss1, которая вызывает повышенную судорожную активность. Это один из наиболее изученных и воспроизводимых моделей для изучения эпилепсии.

Подход:

  • Исследователи индуцировали ограничение сна разными способами: кофеином, голоданием, термогенетической активацией нейронов, генетическими мутациями, повышающими активность.
  • Одновременно они использовали высокоточную видеосистему для регистрации судорог в реальном времени.
  • Были сопоставлены уровни судорог и степень физиологического «сон-драйва» (насколько организм нуждается во сне).

Главный вывод:
Судорожная активность увеличивалась только в тех случаях, когда повышался сон-драйв. Если сокращение сна происходило без увеличения сонливости (например, у некоторых генетически модифицированных мух), число судорог не увеличивалось.

Что такое «сон-драйв» и как он влияет на судороги?

Сон-драйв — это биологическое давление, накапливающееся в организме с момента последнего сна. Чем дольше мы бодрствуем, тем сильнее сон-драйв.

Согласно гипотезе авторов, когда сон-драйв достигает определённого порога:

  • активируются специализированные нейроны в мозге, участвующие в регуляции сна;
  • эти нейроны повышают общую возбудимость нейронных сетей, включая те, что участвуют в формировании судорог;
  • в результате возникает состояние повышенного риска эпилептического приступа.

Новая роль серотонина и рецептора 5-HT1A

Авторы обнаружили, что один из ключевых игроков в формировании сон-драйва — это серотониновый рецептор 5-HT1A. Его экспрессия в регуляторных центрах сна критична для контроля уровня сонливости.

Что они сделали:

  • Использовали генетическое редактирование для снижения экспрессии рецептора 5-HT1A.
  • Оказалось, что это уменьшает сон-драйв и снижает судорожную активность, даже после ограничения сна.
  • Более того, они протестировали буспирон — одобренный FDA препарат, являющийся частичным агонистом 5-HT1A, — и увидели антисудорожный эффект после недосыпа.

Медицинское значение открытия

  1. Смена парадигмы:
    Ранее считалось, что риск судорог связан с количеством сна. Теперь выясняется, что качество бодрствования и уровень сонливости играют ключевую роль.

  2. Новый терапевтический путь:
    Если подтвердятся результаты у млекопитающих, можно будет разрабатывать препараты, снижающие сон-драйв или блокирующие его влияние, тем самым предотвращая судороги.

  3. Потенциал буспирона:
    Препарат, ранее использовавшийся при тревожности, может быть перепрофилирован для профилактики ночных или недосып-индуцированных судорог у пациентов с эпилепсией.

Заключение

Это исследование стало одним из первых, которые связывают нейробиологический механизм сна и судорожной активности на уровне конкретных нейронных цепей и рецепторов. Оно открывает путь к созданию принципиально новых подходов к лечению и профилактике эпилепсии, особенно форм,, усиливающихся при нарушении сна.